Монокль.


Что такое Монокль?

Монокль – это простейший мягкорисующий объектив, использующий всего одну линзу. Монокль дает характерный мягкий рисунок, позволяющий получить изображение со сниженными контрастами и сферической аберрацией, которая дает «свечение» у ярких объектов, на темном фоне. В отличии от расфокусированного анастигмата, монокль при своей мягкости сохраняет детализацию (особенно заметно при печати больших форматов фотографий, начиная от 20х30), что в корне отличает монокль от простых «мыльных» бракованных объективов.

Монокль применим в огромном количестве жанров фотографии и фактически неограниченно применим, став основой для современной пикториальной фотографии. Тем не менее, отчасти можно выделить основные сферы использования, где обоснованность именно Моноклиевого рисунка, неоспоримы.

1.Портрет – это основная ипостасия Монокля, его мягкий рисунок, позволяет избавится от излишней детализации, особенно великолепно проявляется на лицевом портрете.









2.Пейзажная фотография, в ней Монокль чаще всего используется для получения «эффектов», превосходно проявляющихся в контровом свете.





3.Натюрморт, для монокля тоже не проблема, его рисунок дает изображению воздушность и сочность, а стеклянные предметы выглядит просто восхитительно.









Конструирование моноклей, из подручных средств.

Монокль можно изготовить практически из любой подручной положительной линзы, вопрос лишь какое фокусное расстояние получится и как удобнее всего наводить ее на резкость.
Свой первый Монокль я изготовил из старой линзы от фотоувеличителя, она была в металлической оправе, конструктивом стала пластиковая бутылка зачерненная черной изолентой, а фокусировка осуществлялась поршневым методом смещения линзы. Громоздкая и не слишком практичная конструкция, позволила получить первое представление о Монокле и о том как он работает.
Огромную линзу пришлось сильно диафрагмировать, чтобы получить хоть какую-то картинку. Стекло оказалось не слишком удачным, с фокусным расстоянием около 95мм.

В идеале для Монокля использовать мениск с диафрагмой у вогнутой стороны, направленной от камеры, во вне. Это существенно ограничивает выбор линз.
Благо это правило не столь жесткое и зачастую нарушается строителями Моноклей, которые используют простейшие решения, с неполными менисками Гелиоса-44 и диафрагмой, стоящей с выгнутой стороны линзы. Практика показала, что такие конструкции вполне имеют право на жизнь.

Монокль из Юпитера-37А (135мм)

Внимание!!! Юпитер-37А великолепный объектив, пожалуйста, не разбирайте удачные экземпляры в Монокли, берегите карму.


Сам процесс ломания Ю-37А очень прост и незатейлив, сначала раскручиваем его сзади, кольцо адаптера можно и не снимать, нас интересуют кольца которые держат сами линзы, их нужно просто открутить и вынуть. Обычно для этого используют специальный инструмент, но я справился и обычной отверткой. Главное не сделать лишних царапин на внутренней части объектива, чтобы не пришлось их потом отдельно зачернять.
Сзади только одна линза (выковыриваем), а дальше диафрагма, ее лучше не трогать.
Потом самая сложная часть - разборка объектива спереди. Нужно открутить "брендовое" кольцо, на котором надписи, там обычная резьба фильтров М52. На моем объективе это кольцо сидело очень крепко и открутить его оказалось не так просто. Пришлось проковырять в нем дырку и затем отверткой сдвинул его по кругу (в других случаях приходилось высверливать две дырки и вставлять специальный ключ, чтобы отвернуть кольцо), дальше было дело техники. Опять раскручиваем все, что откручивается, переднюю линзу очень аккуратно кладем в сторону, дальше будет интересная линза, ее сами поглядите (применения для нее не нашлось, зато выглядит впечатляюще). В общем, думаю все линзы вынуть не проблема. Переднюю линзу перед возвращением на место, не забываем перевернуть! выпуклой стороной внутрь объектива, а вогнутой наружу.
Ну вот, Монокль! практически готов, еще нужно только поставить два удлинительных макро кольца, одно среднее и одно короткое, чтобы кольцо фокусировки было от бесконечности до метра.
Получается очень удобно, вместо внешних диафрагм используем внутреннюю, еще обычно надевают родную бленду от Ю-37А, она вполне удобна и дает хорошую защиту от засветки, которую Монокль не слишком любит.



Монокль из Гелиоса-44М (80мм)

В целом не такой уж плохой объектив, но имеет несколько конструктивных недостатков, которые портят впечатление от съемки.

1. Чаще всего в месте соединения линз одной средней группы, светит ярко-белым кольцом, оно рассеивает свет между линзами и создает вуаль.
2. Светлые стальные лепестки диафрагмы, которые в минимальном контровом свете дают не просто блики, а превращают объектив в настоящий прожектор. Отражения внутри объектива между лепестками и линзами образуют огромные блики на весь кадр.

Эти недостатки сводят на нет, все преимущества МС просветления и приличного чернения, делая вполне сносный объектив бесполезным.
Зато переделав его в монокль, мы получаем удобный инструмент для творческой фотосъемки, не имеющий аналогов.
Порядок создания объектива найти в Интернете не проблема, причем с точным и добротным описанием, мы просто рассмотрим один конкретный случай изготовления, «стандартного» Монокля.

1. Начать лучше всего с вывинчивания «брендового» кольца с надписью МС Гелиос.
2. Отворачиваем оправу в виде воронки с линзами передней и центральной группы.
3. Вывинчиваем из воронки крепежное кольцо, которое крепит переднюю линзу, дальше выковыриваем остальные линзы, стоящие до диафрагмы. (передняя линза, промежуточное кольцо и склейка центральных линз.
4. Дальше ставим назад промежуточное кольцо (иначе передняя линза будет болтаться), на нее помещаем перевернутую переднюю линзу и заворачиваем обратно кольцо крепления. При желании можно вернуть на место и «брендовое» кольцо.
5. Со стороны камеры вынимается склеенная между собой задняя группа линз.
6. Всё Монокль готов, требуются только удлинительные кольца примерно на 15мм.



Монокль из Гелиоса-44-2 (55мм)

Гелиос 44-2 имеет немного отличающийся от Г-44М конструктив, отчасти даже лучший, не имея прыгающей диафрагмы, у неё 8 лепестков вместо 6.
Обычно чернение на хорошем уровне и внутри практически нет недостатков, тем не менее объектив простейший и не представляющий особой ценности.

Из него рекомендую делать немного другой Монокль, его конструкция мне кажется наиболее удобной и простой, при минимальных затратах, как физических так и финансовых. Причем в итоге мы получим «правильный Монокль».
Система разборки та же, вынимаем все линзы, спереди, выкручивая оправу и кольца.
С другого конца, чрезвычайно аккуратно вынимаем задний блок линз, главное не повредить самую заднюю, а убрать нам нужно ту, что стоит перед ней - прямо перед диафрагмой. Заднюю линзу ставим на место выгнутой стороной к камере. Практически всё, ставим два удлинительных кольца М42, одно среднее и одно короткое.
В итоге, стоит линза в самой задней оправе, родная диафрагма на месте. Два кольца и между ними на клею в качестве шайбы толстая медная проволока (~2 мм если потребуется для юстировки на бесконечность). Собственно, все.
Эффекты действительно получаются феерические. И диафрагмой Монокль неплохо управляется. Бленда тут, практически не нужна, получается, что сам объектив - одна сплошная бленда.

Монокль широкоугольный, сложности создания. Монокль из Индустара-50-2 (35мм)


С одной стороны сложности никакой и нет, нужно просто расположить линзу с ближе к светоприемнику(пленке/матрице), но рабочий отрезок у зеркальных камер более 40мм и в этом промежутке стоит не только затвор, но и зеркало. Вот и получается, что минимальное фокусное расстояние Монокля на зеркалке – это расстояние от светоприемника до начала зеркала. В итоге около 32-34мм, цель создания именно такого Монокля, нами и преследуется.
Долгие поиски и разные варианты увенчались успехом, создание монокля на 35мм в итоге оказалось чуть более легким делом, когда удалось разузнать больше о реально работающих экземплярах.

Для Монокля на 35мм нужны два советских объектива, Индустар-50-2 (в качестве оправы, ищите в идеальном состоянии ей потом пользоваться) и Индустар-61 Л/Д (именно дальномерный вариант, т.к. из него можно вынуть исключительно одну линзу, в отличии от Индустара-61Л/З в котором линза намертво вмонтирована в металлическую оправу, объектив можно брать в любом состоянии, главное чтобы передняя линза была в порядке).

По сути, самое сложное - разобрать Индустар-61Л/Д до основания, чтобы вынуть переднюю линзу ибо сразу вывернуть ее оправу не получится, она упирается в сам корпус объектива. Придется начать с задней части объектива и раскручивать всё что можно, пока не вынете линзу. Подробно рассказывать не буду, там с одной стороны нет ничего сложного, с другой – это отечественная линза и в ней большинство деталей могут вообще не откручиваться, а только выламываться/высверливаться, придется действовать по обстоятельствам.

Когда у вас в руках оказывается передняя линза Индустара-61Л/Д, то можно приступать к разборке Индустара-50-2, нужно разобрать и вынуть все линзы но оставить диафрагму. К задней части Индустара-50-2 приклеивается(на качественный клей, который сможет приклеить стекло к металлу надёжно и при этом даст немного времени чтобы выбрать точную посадку линзы и смещать ее при необходимости пока клей не застыл, лучше всего подходят некоторые типы клея «момент») линзу от Индустара-61Л/Д плоской стороной сторону диафрагмы.
Далее интересный процесс, внутри объектива, небольшими колечками можно отрегулировать рабочий отрезок, чтобы Монокль фокусировался на бесконечность.

В итоге получается великолепный, компактный и удобный в обращении объектив с фокусным расстоянием около 35мм и светосилой около f2,8. Диафрагма располагается впереди линзы, что позволяет добиться практически максимальных характеристик, которые могут быть у объектива с одной линзой.





Другие варианты моноклей.

1. Не совсем монокль, но всё же мягкорисующий объектив можно изготовить из Мира-1В, делается из линзы расположенной перед диафрагмой, которую приходится вклеивать на заднюю оправу объектива и вторым стеклом берется передняя линза. Мне такой вариант совершенно не понравился, возможно он был бы интереснее, если бы удалось совсем снять диафрагму, но в данном объективе это не тривиальная задача, еще мне удалось выяснить путем не хитрых экспериментов, что при двухлинзовой схеме, объектив очень критичен к расстояниям между линзами и положению диафрагмы, очень сомневаюсь, что в стандартной конструкции сходу получится оптимальный вариант. Затем опробовав линзу из Мира-1В в оправе от Индустара-50-2, счел ее неудачной для Монокля, т.к. резкости по полю добиться не удается, очевидно не хватает «кривизны» линзы, слишком слабо вогнута.
2. Не опробованный мною вариант из перевернутой передней линзы дальномерного Юпитера-12, должен получится хороший Монокль на 42мм, но сам Ю-12 приличный объектив и переделывать рабочий экземпляр в монокль – жалко. Да и попадаются они не слишком часто.


Эксперименты

Монокль позволяет экспериментировать с внешними диафрагмами разной формы. Диафрагмы можно вырезать из черного картона и прижимать к линзе спереди, но я бы рекомендовал использовать черный пластик от мертвых дискет, в идеале от старых пятидюймовых. Диафрагмы удобно крепить внутри раскладных резиновых бленд Soligor или аналогичных.

Формы отверстий диафрагм возможны самые различные, некоторые из них:
1) круги с разным диаметром - дают возможность регулировать эффект ореола, выравнивают их размеры по центру и по краю (уменьшают по краям);
2) звезды крестовые и многолучевые – получаются не овалы, а звездные эффекты на бликах, плохо подходит для съемки людей.
3) узкая полоска, щель – получаемое изображение похоже на карандашный рисунок, подчеркивает линии, параллельные щели, и убирает все остальные.
Наилучший пример с деревьями, можно подчеркнуть стволы деревьев и размыть ветки, при вертикальной щели или выделить горизонтальные ветки, пожертвовав стволами, с горизонтальной щелью.
4) более сложные формы диафрагм так же возможны, но требуют экспериментов, для достижения требуемых эффектов.



2007 (с) Олег Хлынин
Все фото автора.
Юмор
Сходил на уорхола...
Тётя в кассе подозрительно щурясь, долго выясняла, какие именно нам нужны билеты - для русских и СНГ, по 120, или для нерусских и всех остальных, по 240.

Фото техника
Canon EOS 40D. Мнение.
Эта статья не лабораторный тест, хоть в ней и присутствуют некоторые измерения, а скорее субъективное мнение.

Фото техника
Mamiya 645 AFD
Компания производитель на этой модели отошла от некоторого стандарта в среднеформатных фотоаппаратах – модульной конструкции.

Светлая комната
Подготовка изображений к публикации в Интернет.
Очень часто возникают вопросы про оптимальный размер и степень сжатия, а так же про резкость.




Фото Горький
Фотографы
Фотомодели
Новости
География
Голосования
Розыск фототехники +
Экспорт на ваш сайт
Справка / Правила
Фотографии +1 +1
Прямой эфир +0
Сегодня в блоге:

Фото ТОП
Форум
Все авторы
Портрет
Пейзаж
Обнаженная натура
Арт-фото
Жанровая фотография
Жанровый портрет
Фото-репортаж
Свободная лента +1
Натюрморт
Флора и Фауна
Макро
Панорама
Архитектура
PF открытки
Фотогорьковчане
Город
Нижний Новгород
Гламур
Fashion
Светлая комната
Свадебная фотография
Коммерческое фото
Креатив
Семейный альбом
Юмор
Мастер-класс
Логин или e-mail

Пароль


Редакция:
© 2006 — 2015 «Фото Горький»
  18+
Made by Шторкин, vk.com/shtorkin.
Все права на представленные на сайте «Фото Горький» материалы (фотографии, статьи и т.п.) принадлежат их авторам. Использование фотографий без разрешения автора не допускается.