Эссе "Дарья" И. Куликова. В ожидании ответа С. Шторкина-Орлова   Журнал «Фото Горький» // 




посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью

 Первая ассоциация, приходящая в голову при виде "Дарьи"… актриса Анук Эме из кинофильма К. Лелюша "Мужчина и Женщина". Это один из самых культовых фильмов 60-х гг. прошлого века. «Шестидесятые годы» с их пацифистскими и антибуржуазными выступлениями студентов стали для западноевропейцев знаком «настоящей культуры». 

.  Странным образом, фильм «Мужчина и Женщина» со знаменитой мелодией М. Леграна (ttp://www.youtube.com/watch?v=G9mq4yCMrmc&feature=related), лишенный какой-либо остросоциальной подоплеки, полюбился поколению «шестидесятников» Запада. Анук Эмме, имеющая в своем активе много известных кинолент, запомнилась именно в образе главной героини фильма «Мужчина и Женщина». Возможно, похожестью на знаковую кинокрасавицу "Дарья" (Олеся Вислоцкая) и приглянулась кому-нибудь в жюри Триренбергского Суперкруга.

Попробуем «прочитать» характер "Дарьи" по её внешности. Густые и длинные брови говорят о сдержанной эмоциональности, самообладании, умении держать под контролем поток своих мыслей… Большие, широко расставленные глаза принадлежат необидчивой и восприимчивой ко всему, что её окружает, женщине, «широкой душе»…. Нос, с небольшой горбинкой, подмеченной фотоаппаратом Куликова, говорит о "Дарье", как о «человеке настроения». То есть настроение женщины меняется, зачастую, независимо от внешних событий, подчиняясь некой внутренней динамике…. Большой, с пухлыми губами рот выдает в Дарье энергичную, чувственную женщину. При этом четко очерченный контур рта, с небольшим изломом верхней губы может свидетельствовать о том, что "Дарья" умеет управлять своими эмоциями. Опущенные к низу уголки рта принадлежат человеку, умеющему настоять на своем и действовать «через не хочу»…

Сразу оговорюсь: не считаю физиогномику наукой, но иногда и она может служить точкой отсчета понимания характера человека.

Мне "Дарья" видится светской львицей, приятной в общении, умеющей поддержать разговор почти на любую тему, если это не научная дискуссия, или предметные дебаты. Представляется, что у нее поверхностный характер - глубокие размышления не по её части…. Сильные переживания "Дарья" не будет долго носить в себе: либо, очищающие душу слезы, либо какой-нибудь поступок (например, влюбиться!) - и вот уже новый этап в жизни. И опять жизненная суетня отвлекает от экзистенциальных проблем….

Страстность "Дарьи" не имеет никакого отношения к мужчинам. Уже не имеет. Пойти «за любимым в ночь» поступок не для неё. Траектория её судьбы не зависит от спутника, идущего рядом…. Поэтому при всей её женственности и благожелательности она глубоко независима и самодостаточна…

Портрет "Дарьи" не лишен сюжетности. На снимке женщина развернута фронтально к левой части кадра. «Дарья» словно наклонилась в ту сторону головой. Бывает, что наше внимание привлекает какой-нибудь объект и мы бессознательно пытаемся приблизиться к нему, хотя бы наклонив голову. Все наше существо поглощено этим объектом, будь то картинка в телевизоре или звук, к которому мы тянемся, пытаясь полностью вобрать его (объект) в себя. И вот в этот момент внимание "Дарьи", что-то или кто-то отвлек. Объектив фотографа довольно удачно зафиксировал несколько недоуменный взгляд модели - что-то в нем есть от взора разбуженного человека….

Сам по себе взгляд "Дарьи" не особо ценен: ну смотрит модель на нас немного свысока, как и положено красивой и интеллигентной женщине , но взор её лишен глубины. Во время киносеанса сосед слева, захрустевший попкорном может удостоиться нашего беглого взгляда — таков, примерно и зырк "Дарьи"…

Фотографической фишкой взора модели является то, что, на первый взгляд, зрителю кажется, что "Дарья" смотрит прямо в объектив. Но если задержать внимание на её взгляде мы увидим, что зрачки модели находятся на самой периферии глазного яблока. Таким образом, её взгляд сфокусирован немного правее объектива фотографа. Это придает динамику и витальность взгляду "Дарьи".

Темный фон, выбранный Иваном Куликовым для модели призван придать большую психологичность портрету. Однако на самом деле темный фон выбран им в производственных целях. Нет необходимости нагружать интерьер снимка деталями, помогающими зрителю проникнуть в характер, внутренний мир героини…. Например, почему "Дарья" подалась всем телом к левой части снимка мы так и не узнаем — логичное обоснование этого ракурса не озаботило фотопортретиста…

Отметим, неравномерную освещенность фона: вдоль силуэта "Дарьи" он светлее, чем на остальной части площади портрета. Это несомненная находка Ивана. Такой ореол восходит к иконографической традиции изображения явления Богородицы или Спасителя. В данном случае перекличка "Дарьи" с религиозными (христианскими) образами не предполагается, но этот прием задал пространство снимку, снизил контрастность между моделью и фоном.

Отсчет неудач снимка начнем с волос модели. Волосы, ниспадающие слева от пробора "Дарьи", закрыли часть шеи. Шея получилась змеевидной — это особенно хорошо видно на превью снимка. Можно смежить вежды и взглянуть на снимок слегка расфокусированно — так проверяется цветовое решение композиции, — и вы также увидите непропорциально тонкую шею… Волосы, ниспадающие слева от пробора, запечатаны почти до полной темноты как раз в районе шеи (слева от неё), что тоже подчеркивает непропорциональность шеи. Это указывает на просчеты с освещением, но с этими волосами (ниспадающими слева от пробора) можно было поработать ретушью. За двадцать минут я, не прилагая особых усилий, прошелся ретушью в Picasa 3:

 Естественно, что Иван Куликов мог поработать ретушью более тщательно, но пренебрег «лишней возней»…

Плечо "Дарьи" выглядит неправильным ромбом. Это добавляет портрету экспрессии, работает на сюжет (если он вообще есть), но немного затушевывает женственность модели….

Лоб "Дарьи" лишен естественных красок, превратился в отражатель рефлектора. На грани пересвета….

В "Дарье" можно почувствовать элемент композиционной свежести, но все же эта работа далека от совершенства — её можно отнести в разряд « продуктивные искания мастера», но не в раздел портрета, в котором «все сошлось». Приз Триренбергского Суперкруга эта работа могла взять при отсутствии какой-либо конкуренции. Может быть, в этом году на конкурс были присланы слабые фотопортреты и «Дарья» оказалась свежим ветерком с берегов Волги.

Другая версия: Сергей Дремин писал, что он разговаривал с ребятами из жюри Триренбергского Суперкруга. Значит к ним можно подойти так по-свойски и поговорить. Там где можно «поговорить» —  там можно и «договориться»…. Тем паче, что, по-моему мнению, фотографы, торгующие картинками — те еще циники. Циничней их только сутенеры, но эту тему, думаю развить в следующий раз… P.S. Надеюсь, что Семен Шторкин-Орлов найдет возможность ответить на мое эссе или напишет свой текст на тему обсуждаемого портрета. 

23 октября 2011 г.







посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью
очень давно
Кто тут чешет языком ? Если для Вас нет разницы между болтовней и набранным текстом - это Ваши проблемы.





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Юрий Клековкин
очень давно
Пью страдает не только слепотой ,но нарциссизмом!





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью
очень давно
Приведите пример. В чем, по-Вашему, проявился мой "нарциссизм"?







посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Семен Шторкин-Орлов
очень давно
Хорошее эссе, спасибо. Побольше бы таких, но под работами в комментариях и в день публикации работы.





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Иван Куликов
очень давно
Ух ты... спасибо.
Мне интересно было читать.
Вот только модель там не Олеся Вислоцкая, а Дарья Кубикова





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью
очень давно
Лаконично аргументируете Юрий, но я не буду больше расспрашивать в поисках более веской доказательной базы, поэтому отвечу проще. "Ай да Пушкин ! Ай да сукин сын!" - такие эмоции иногда у меня бывают после публикации текстов. И сейчас это имеет место быть. А уж нарциссизм ли это - бог Вам судья...





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью
очень давно
Семен Шторкин-Орлов: ну вообще-то я почти каждый день камменчу фотки на ФГ, в отличии от некоторых - не буду тыкать пальцем
Во-вторых: такие развернутые тексты не пишутся одним днем...
Иван Куликов: Денис Русинов назвал модель Олесей Вислоцкой под Вашей работой и я доверился его сообщению...





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Антон Зобов
очень давно
Ивану повезло, feedback хороший, butthurt у вас знатный.
Вашу энергию да б в мирное русло.





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью
очень давно
Антон Зобов пишет:
Ивану повезло, feedback хороший, butthurt у вас знатный.
Вашу энергию да б в мирное русло.

Вам бы хоть какой энергией обзавестись, Антон. А уж куда её направить на: фотографию, критику или усовершенствование английского языка - дело другое...





посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
слепой Пью
очень давно
Вчера персмотрел "Фотоувеличение", где Анук Эме сыграла в очень темпераментном ключе - она мне очень понравилась.
Но все же в роли жены Модильяни - Жанны Эбютерн она сыграла жарче. Финальный монолог Её героини в "Монпарнасе 19" о том, что "художники нуждаются в поддержке при жизни" - трогает до слез...


Для того, чтобы писать сообщения, вам нужно быть авторизованым пользователем. Если вы еще не зарегистрированы на сайте, следуйте на страницу регистрации.
Уважаемые пользователи, если у вас есть интересные материалы, вы можете предложить их в Журнал «Фото Горький», опубликовав в разделе «приемная журнала». Требования: размер от 1000 символов, в начале поста обязательна иллюстрация в виде изображения или видео (YouTube, Vimeo) размером 570-600 х 350-400 точек плюс анонс, вместе с которым иллюстрация будет помещена на главную страницу ФГ в случае одобрения (пример). Автором материала должны являться вы. Не интересно: реклама (в т.ч. и скрытая), скандалы/интриги/расследования. Интересно: обзоры фототехники, отзывы о выставках, объявления фотоконкурсов и т.д. В случае отказа публикация не удаляется, а отправляется в архив блога. Если у вас возникнут трудности с оформлением, «Фото Горький» может сделать это за вас







Фото Горький
Фотографы
Фотомодели
Новости
География
Голосования
Розыск фототехники +
Экспорт на ваш сайт
Справка / Правила
Фотографии 0 +0
Прямой эфир ++2
Сегодня в блоге:

Фото ТОП
Форум
Все авторы
Портрет
Пейзаж
Обнаженная натура
Арт-фото
Жанровая фотография
Жанровый портрет
Фото-репортаж
Свободная лента
Натюрморт
Флора и Фауна
Макро
Панорама
Архитектура
PF открытки
Фотогорьковчане
Город
Нижний Новгород
Гламур
Fashion
Светлая комната
Свадебная фотография
Коммерческое фото
Креатив
Семейный альбом
Юмор
Мастер-класс
Логин или e-mail

Пароль


Редакция:
© 2006 — 2019 «Фото Горький»
  18+
Все права на представленные на сайте «Фото Горький» материалы (фотографии, статьи и т.п.) принадлежат их авторам. Использование фотографий без разрешения автора не допускается.

Нижний Новгород — Фотографии