О портрете. Продолжение.   Архив блога // 




посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Vlad Shutov
Мы говорили о линиях, массах, акцентах... И о композиции. Только я забыл определить, а что же такое композиция? Существует масса определений этого понятия, с которыми можно ознакомиться в интернете. Определения достаточно многословные и размытые, мне кажется. Я попробую определить этот термин более "приземленно". На мой взгляд, композиция это такое построение элементов кадра (акцентов, линий, зрительных масс), которое визуально "подталкивает" зрителя к восприятию концепта (идеи) фотографии, - т.е.сама ФОРМА способствует выражению и, соответственно, восприятию идеи, настроения, выразительности снимка. Композиция также является "нитью Ариадны", - автор "показывает" зрителю, куда смотреть в первую очередь, во вторую... Автор определяет (композицией), останется ли взгляд зрителя внутри картинки (послушно следуя композиционным акцентам и линиям), или автор позволит взгляду выйти из кадра... "Правильной" или "неправильной" композиции не существует, на мой взгляд, - либо композиция есть (т.е. "форма" работает на содержание, на образ), либо ее нет, и в этом случае можно говорить о компоновке кадра, а не о композиции. Надо также иметь в виду, что для адекватного "прочтения" композиции нужно иметь некоторую подготовку, или хотя бы некоторый визуальный опыт, - раза три в год бывать в галереях никому не повредит Так что не расстраивайтесь, если вашу тщательно выверенную композицию кто-то просто не увидит Композиция в портрете - вещь достаточно тонкая, - не так уж много активных линий и акцентов мы можем использовать (я говорю о классическом грудном портрете). Но они все же есть. Есть линии скул, шеи, плечи, рука (если она вводится в кадр). Огрубляя (сильно огрубляя), можно сказать, что если основные активные линии в портрете направлены по диагонали слева направо (ее называют восходящей диагональю), то характер снимка будет вероятнее всего более позитивным и оптимистичным. Направление активных диагоналей справа налево обычно вызовет чувство некоторого напряжения. Симметричная компоновка, равновесная композиция - это (чаще всего) само спокойствие... Нельзя не сказать и о логике света. Очевидно, что темная тональность вызывает иные чувства, нежели светлая. Это тоже можно использовать для придания выразительности. Ну, об этом можно долго говорить... Только нужно помнить, что то, что я написал - не правила, не догмы, а не более чем самые общие основы, значение которых зависит от многих других факторов. Смотрим на портрет... Хотим что-то о нем сказать... А что именно? Как вербализировать то, что мы чувствуем (или НЕ чувствуем), глядя на портрет? Приходится анализировать, а для этого нужно помнить, что образ милой романтичной девушки (например) создан набором линий и пятен, расположенных на плоскости. Нужно учиться видеть не объект (девушка-пупс-собака-старик), а фотографию... Могу предложить к рассмотрению ту последовательность анализа, которой пользуюсь я сам (опять-таки, это не правило, можно и по-другому анализировать, вероятно). 1. Нравится - не нравится - "никак". Т.е. первое интуитивное/чувственное ощущение (которое может и обмануть). Очевидно, что первое впечатление сильно зависит от сиюминутного настроения Так что не стоит на него особенно полагаться, - возможно, завтра вы почувствуете другие эмоции. 2. Композиция. Вот тут можно уже и порассуждать, попробовать составить конструкцию снимка, посмотреть на направление активных линий, распределение зрительных масс. Можно подумать, почему автор расположил их именно так, а не иначе, решить, как композиция "работает"/"не работает" на идею снимка. Надо при этом помнить, что возможны варианты: а) автор вообще про композицию не знает, и снял портрет просто "в лоб", не думая ни о чем... б) автор вообще про композицию не знает, но обладает интуитивным чувством композиции (что бывает), поэтому кадр чудесно выстроен, но почему выстроен именно так, сам автор объяснить не в состоянии... в) автор - знаток законов зрительного восприятия, кадр выстроен аналитически. Для этих случаев есть даже определение "композиционная фотография", в которой важны именно некие визуальные элементы, - их светлота, размер, форма, расположение... И совсем не важно, будет ли этим элементом кошка девушка или бревно... г) автор - знаток законов зрительного восприятия, но знания перешли в интуицию, так что кадр снят интуитивно, но post factum автор может объяснить, почему кадр такой, а не иной... Еще об одной вещи надо помнить, - кадр с идеальной композицией может быть, тем не менее, самым скучным кадром. (это кто-то из великих фотографов сказал) После того, как мы разобрались с композицией, можно перейти и к следующему... 3. Техника снимка. Я считаю, что техника должна рассматриваться в конце, потому что, например, пересвет может быть в одном случае браком, а в другом - изобразительным средством. Нерезкость в одном случае - "мыло", брак, а в другом - художественный прием. Важно, что техника не должна рассматриваться сама по себе, техника - тоже инструмент, служащий для создания конкретного снимка. Адекватна техника идее, концепту, логике снимка - отлично. Неадекватна - брак... Если найдутся желающие предложить "на растерзание" свою фотографию (условие - она должна быть не совсем уж стандартной...), - я готов попробовать ее проанализировать. Если желающих не будет, - могу растерзать свою
24 февраля 2011 г.


О портрете   Архив блога // 




посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Vlad Shutov
Вначале несколько слов о композиции (точнее, о законах зрительного восприятия, которые примерно формализованы в "правилах" композиции).

читать далее...
24 февраля 2011 г.


Документ и Образ в фотографии   Архив блога // 




посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Vlad Shutov
Не могу не обратиться вначале к не очень любимой мной науке, называемой семиотикой (или иногда семиологией). Это наука о знаках.

читать далее...
12 февраля 2011 г.


О критике и фотографии   Архив блога // 




посетить страницу автора
читать блог автора
отправить личное сообщение
добавить автора в избранное
добавить в игнор-лист
подписаться на комментарии
Vlad Shutov
Я на этом сайте месяц. Сейчас у меня уже есть некоторое представление об уровне сайта, об уровне фотографий, об уровне критики... В общем, все похоже на другие сайты, - та же "песочница", но "отягощенная" тем, что активных фотографов очень мало.

читать далее...
7 февраля 2011 г.


Уважаемые пользователи, если у вас есть интересные материалы, вы можете предложить их в Журнал «Фото Горький», опубликовав в разделе «приемная журнала». Требования: размер от 1000 символов, в начале поста обязательна иллюстрация в виде изображения или видео (YouTube, Vimeo) размером 570-600 х 350-400 точек плюс анонс, вместе с которым иллюстрация будет помещена на главную страницу ФГ в случае одобрения (пример). Автором материала должны являться вы. Не интересно: реклама (в т.ч. и скрытая), скандалы/интриги/расследования. Интересно: обзоры фототехники, отзывы о выставках, объявления фотоконкурсов и т.д. В случае отказа публикация не удаляется, а отправляется в архив блога. Если у вас возникнут трудности с оформлением, «Фото Горький» может сделать это за вас







Фото Горький
Фотографы
Фотомодели
Новости
География
Голосования
Розыск фототехники +
Экспорт на ваш сайт
Справка / Правила
Фотографии +2 +0
Прямой эфир ++3
Сегодня в блоге:

Фото ТОП
Форум
Все авторы
Портрет
Пейзаж +1
Обнаженная натура
Арт-фото
Жанровая фотография
Жанровый портрет
Фото-репортаж
Свободная лента
Натюрморт
Флора и Фауна
Макро
Панорама
Архитектура
PF открытки
Фотогорьковчане
Город
Нижний Новгород +1
Гламур
Fashion
Светлая комната
Свадебная фотография
Коммерческое фото
Креатив
Семейный альбом
Юмор
Мастер-класс
Логин или e-mail

Пароль


Редакция:
© 2006 — 2019 «Фото Горький»
  18+
Все права на представленные на сайте «Фото Горький» материалы (фотографии, статьи и т.п.) принадлежат их авторам. Использование фотографий без разрешения автора не допускается.

Нижний Новгород — Фотографии